Цель упражнения - найти и укрепить собственную личность, сместить оценку собственной личности с внешней оценки на самооценку, освободиться от необходимости постороннего признания наших достижений. Кроме того, мы сможем построить собственную "сердцевину" и жизнь по ней.
Самоопределение своей жизни вместо попадания под чужое влияние, целевая ориентация вместо дезориентации, способность отличать существенное от несущественного, а также высвобождать психическую энергию для осуществления, в зависимости от необходимости, всего перечисленного выше.
Всякая жизнь имеет смысл. Не всегда он лежит на поверхности, часто он скрыт от нас и не осознан нами. Насколько мало людей в состоянии видеть глубокий смысл жизни, показывает опрос 834 студентов первого курса (средний возраст 20 лет): 81,9% уже во время полового созревания помышляли о самоубийстве, 84,6% из них в качестве причины указывали на бессмысленность жизни. Это доказывает, что наши системы образования несостоятельны. И хотя 90% опрошенных студентов указали, что в какой-то мере их воспитывали в религиозном духе, но и эта религиозная ориентация ценностей не дала им достаточного понимания жизни.
Итак, школа, церковь и отчий дом терпят фиаско перед лицом элементарных поисков собственного "Я". Приведенный катастрофический результат опроса более чем ясно говорит о том, насколько мало людей в годы становления личности получают опорный опыт смысла жизни.
И старшие признают — если они не вытеснили еще из памяти неприятный опыт времени становления их личности — что и они прошли через период, когда их занимали мысли о самоубийстве, потому что они не могли увидеть в жизни никакого смысла. Только животная жажда жизни удерживала их от этого шага. К сожалению, психическая лабильность (с депрессивными элементами) в годы становления личности часто перекрывается чисто внутренними жизненными принуждениями: к учебе, необходимости успеха, работы, обязанностей, в иерархии ценностей они стоят на первом месте. Но остается и психическая пустота.
Смысл и цель данного упражнения — рассуждениями заполнить эту пустоту. Это упражнение является продолжением предыдущего.
Если мы наконец познаем направляющие и действительно регулирующие мотивы наших действий, то можем приступить к тому, чтобы восполнить то, что должны были бы сделать уже в возрасте между 12 и 18 годами: создать в нас несущую "сердцевину", усилить наше самосознание, использовать наше "Я" как инстанцию, направляющую наши действия.
Для упражнения нам понадобится вспомогательное средство - дневник упражнений.
Только тот, кто познал смысл своей жизни, в состоянии принимать собственные, не зависящие от внешних влияний решения. Для него нет более неизбежной судьбы, он сам хозяин своей жизни.
Рассуждения о смысле жизни, которые мы будем осуществлять в данном упражнении, потребуют прежде всего значительного мужества и способности освободиться от предрассудков и вместо этого следовать только разуму. Некоторые инфантильные представления могут быть при этом отброшены — ведь рассуждение о смысле жизни предназначено для гуманного просвещения. Иммануил Кант, великий немецкий философ, описывал это так: "Просвещение — это выход человека из созданного им самим несовершенства. Им является бессилие пользоваться своим разумом самостоятельно, без чьего-либо руководства. Собственная вина человека в этом лежит не в недостатке разума, а в недостатке мужества и решительности не прибегать к помощи других для того, чтобы жить по своему разумению. Имей мужество использовать свой разум сам". Этими словами Кант точно обрисовал намерение, предпосылку и цели нашего следующего рассуждения.
Хуже быть пленником собственной личности, нежели пленником других людей или превратных обстоятельств.
Естественно, что необходимы определенное мужество и решимость для того, чтобы воплотить на практике свои вновь приобретенные личную независимость и внутреннюю свободу. Но то, что это вполне возможно, доказывают примеры многих студентов-парапсихологов: женщины и мужчины, чьи устремления были постоянно нацелены на материальное, внешне производившие впечатление пользующихся успехом людей, в то время как внутренне они были пусты, внезапно посмотрели на свою жизнь другими глазами. Они сбросили цепи традиционного общественного принуждения, сменили мышление о материальных благах на духовное познание — и стали удовлетворенными, человечными людьми.
Упражнения:
Первое размышление. Мы задаемся вопросом: Кто я?"
При втором размышлении попытаемся разобраться, устроили ли мы собственную жизнь, пока неосознанно, по собственным (может быть, робким) представлениям. Если мы можем утвердительно ответить на этот вопрос, следует конкретизировать эти ценностные представления, записав в дневник по возможности короткими, точными предложениями. Если нам придется отрицательно ответить на данный вопрос, то поразмышляем о причинах отсутствия нужных или наличия фальшивых содержаний жизни (например, воспитание, повышенный эгоизм, ложная психическая ориентация, неконтролируемые эмоции, слишком сильная зависимость от внешних влияний, в частности, от начальства, семьи, рекламы и т.п.).
Третье рассуждение начнем аналогично с предыдущим упражнением — постигнем смысл нашей жизни, тем что рассмотрим ее с конца.
Мы задаемся вопросом: "Каким должен стать смысл моей жизни, чтобы однажды, окинув взором прожитое, сказать себе, что жизнь была наполнена смыслом?"
Это третье рассуждение нам необходимо повторять несколько раз. Если мы удовлетворены своим ответом, то проверим в следующих рассуждениях, как мы должны устраивать с этого момента нашу жизнь, чтобы оправдать заданный нами ее смысл.
Мы спросим себя, естественно, возможно ли реализовать эту цель в конкретной повседневной жизненной практике.
Если мы ответим отрицательно, то начнем новый поиск более реалистичной цели. Но при этом нужно всегда помнить, что цель сама по себе может быть не реализована лишь потому, что ее выполнение потребует усилий и жертв.
Найденные нами цели смысла жизни, которые — по крайней мере, при их практической реализации — уже нельзя изменять, перед реализацией мы должны обдумать по меньшей мере в течение полугода, за это время не должно появиться ни тени сомнения в их правильности.
Если начинаются деструктивные социальные или индивидуальные конфликты (но к ним не относятся просто чувство вины или небольшие угрызения совести) или проявляются лишь их первые признаки, то мы — можно с уверенностью сказать — выбрали себе неправильную цель смысла жизни. И нам не остается ничего иного, как приступить к новым поискам.
Как правило, при регулярном рассуждении необходимую цель смысла жизни можно найти приблизительно через один год. Но при этом не следует забывать, что эта цель никогда не станет абсолютно законченной. Ведь благодаря нашему паранормальному духовному развитию уровень нашей личности постепенно повышается; постоянно расширяется наш кругозор благодаря приобретенным в процессе нашего обучения теоретическим знаниям, благодаря упражнениям самовнушения, воображения и медитации постоянно изменяются структуры нашего сознания и наших инстинктов.
На фоне постоянно изменяющейся связи нашей личности с окружающим миром мы должны регулярно вырабатывать новые, модифицированного содержания, цели смысла жизни — в буквальном смысле слова, наполнение жизни смыслом является жизненной задачей.
Итак, мы постоянно (лучше всего, ежедневно) перепроверяем, остались ли мы верны познанному нами смыслу жизни, и записываем в дневнике наши успехи и неудачи. Если нам необходимо принять решения большой значимости, то сначала основательно обдумаем, какая стратегия, какой окончательный вывод скорее всего соответствует нашей цели смысла жизни.
И при возрастающих самосознании и уверенности в себе мы не должны отказываться от рассуждений, а наоборот, периодически их повторять. Будем постоянно думать о том, что для процесса самовоспитания одной уверенности в себе недостаточно, для этого необходим непрерывный контроль.
Тщательно обращаем внимание также на то, чтобы во время наших рассуждений никогда не начинались внутренние упреки в свой адрес или какие-либо другие формы "копания в себе". На всех фазах должны преобладать позитивная жизненная позиция и радостное настроение. В периоды депрессивного состояния (они должны со временем проявляться реже) мы не должны заниматься рассуждениями, а в основном пытаться восстановить при помощи подходящих упражнений успокоения взвешенное состояние. Важное решение, само собой разумеется, в это время мы не принимаем ни в коем случае.
Результаты наших рассуждений мы регулярно записываем в наш дневник упражнений. Важно также то, чтобы мы заносили в него и случайные мысли (некоторые возникают у нас уже в процессе выполнения упражнений) на тему о поисках смысла жизни. Эти записи мы должны при следующих рассуждениях перепроверять и осмыслять.
Вначале — 1 час в неделю, позднее — примерно раз в месяц, чередуя с рассуждениями предыдущего упражнения.
Интересное видео: